Нурлат-⁠информ
  • Рус Тат
  • Баллада о днях Исмагила

    В восемнадцатом веке, в годе седьмом Кипело боями круто Покамье. Беки Булгара устроили слом Власти Петра, имея старание. Шейхи, сардары, муллы, тарханы, Чтобы сберечь покосы, поместья, К Саврушам (1) согнали таборы-станы; Биться решили, Главенствуя вместе. Народ поддержал их, вестью пронзённый, Кровью умытый бесценной своей, Люто Москвой, веком казнённый; - Сели...

    В восемнадцатом веке, в годе седьмом
    Кипело боями круто Покамье.
    Беки Булгара устроили слом
    Власти Петра, имея старание.
    Шейхи, сардары, муллы, тарханы,
    Чтобы сберечь покосы, поместья,
    К Саврушам (1) согнали таборы-станы;
    Биться решили,
    Главенствуя вместе.
    Народ поддержал их, вестью пронзённый,
    Кровью умытый бесценной своей,
    Люто Москвой, веком казнённый; -
    Сели булгары, молясь, на коней.
    За беков пошли и перевезенцы:
    Русских ватаг взметнулась волна;
    Ссыльными были все поселенцы,
    Чашу испили горя сполна.
    ***
    И ведай, читатель, - корона царей
    Полно наш край не укрывала;
    Через века нюхом зверей
    Чекисты учуют меч…
    У орала.
    ***
    А чашу терпений сеидов, имамов
    На расцветку глазную преполнил налог
    С всех булгарлыков, мулл и гулямов;
    Сборы за шилья, веника клок.
    В части Булгара, подвластной Москве,
    Вводились бредовые эти поборы;
    Полковник же прятал взятки во шве
    Кафтана за порох, фузии(2), шпоры.
    Отверг Ак-Булгар Петра, как царя,
    На весёлое долгое бурное время.
    Нежно алела, играясь, заря,
    Темень отбросив тяготы, бремя.
    Из иля Самар(3) позёмкой степи
    Струились, мохнатясь, конно ватаги.
    Абзы Исмагил в звенья цепи
    Сбирал их подряд
    Под зелёные стяги.
    Мчались в Предкамье мишяри Башкорта
    На взмыленных в инее пегих конях.
    Башкиры-рубаки кругом эскорта
    Уфу обступили осадой в огнях.
    Нёсся по долам, как буйствующий тур,
    Войны кровожадной бушующий гнев.
    Сжали удмурты лихо Кунгур(4)
    В тиски, стратилатов(5) в раз одолев.
    Мензелинск осадила, Заинск же в плен
    Булгарская сильная знойная ярость
    Взяла за волны долгих измен
    Мести вселенской лихо на радость.
    Ильбухтинский мрачный тюрьму-монастырь
    Кусюма джигиты, взяв, разорили.
    Укрыла Покамье джихадская ширь,
    Духом воспряли древние или.
    На Мамадыш бросил сеть Куразман,
    Палачей изводил вкругорядью блокад;
    Побил Шереметева: с хлябями ран
    Драгуны сбежали в Казань -
    В диво-град.
    Взяли острог Чистое Поле,
    Карателей в сече ничком уложив,
    Бойцы Исмагила - воины воли -
    У стекленевших индевью ив.
    Якуб Кулмаметов голодным измором
    Елабугу словно арканом душил;
    Мамонова полк, в сражении скором
    Проиграв,
    За есиповским сбёг, отступил.
    Волго-Уралье заполыхало
    Клокочущей кровью свирепой войной;
    Прикаспий стрельцов. - Этого мало? -
    Дона казачество с волей степной.
    Прервались устойчиво нити и связи
    Меж крепостями, где пряталась Русь.
    Смутился Кудрявцев, прочие, князи,
    Ныне которых судить я берусь.
    Толпы густые стекались к Казани,
    Штурма столицы строился план;
    В студёной хрустальной розовой рани
    Ходил у Булака Кусюм и углан.
    Строился план возрождений систем
    Эмирата Поволжья и Эмирата,
    Похода возмездия сразу затем
    До Петербурга, в земли заката.
    …Мултуки, баллисты, ядра-тупыʹ,
    Хоруги(6) в узорчатой скани -
    Пиши, что в Казани - в ауле Чирпыʹ,
    Погружены были…
    На сани.
    Русь на кремлёвском гулком холме
    Робела с своим гарнизоном;
    В северной стылой зыби и тьме
    Мороз ей грозил перезвоном.
    Булгары сидели в Казани самой.
    Те, что пошли, спеша, за Москву
    Названным братом, сводней, кумой;
    Они выходили и бились на рву.
    Но вдоль заказанских сизых озер -
    У ледяных огромнейших чаш -
    Где горизонт крылья простёр
    Пики искрились сербийцев -
    Чаваш (7).
    Кудрявцев, оставив Казань, воеводство,
    В генеральском мундире бежал до Петра,
    Чтобы иметь в войне превосходство
    Просить артиллерии и серебра.
    А наследники славы Гузы, Алтынбека(8)
    Побивали жестоко дворян-воевод.
    Сияла далёко жемчужная Мекка
    Святостью дивных благостных вод.
    Возглавляли муминов Тойка, Азамат,
    Москов(9) Уразай, Якуб и Ахмет,
    Другие сардары, владетели стад,
    Промыслов, копей, отвергшие бред.
    ***
    Однако по воле Творца и Владыки,
    Создателя плоти безбрежной вселенной,
    Распрю успели мутить булгарлыки
    Без улугбека мысли отменной.
    Для возрождений структур Ак-Булгара
    Кандидат на тахет был необходим
    Кровей династийных, мудрого дара;
    Потомок эмиров нужен был им.
    ***
    Неурядицу ввёз Алдар-тархан,
    Бай, феодал, наездник и воин;
    В Саврушах сардарам совет им был дан: -
    Хаджи, мол, эмирства точно достоин.
    В Хаджи «опознали» Хази Аккускара,
    Башкира простого ногайских дорог.
    Скандал разошёлся, вспыхнула свара;
    Резко стал каждый заносчиво-строг.
    Мнения беков вскипали как чан.
    Под клятвой одни всё утверждали: -
    Хаджи династийный чистый султан;
    Другие сказали: -
    Чугун не из стали.
    Большинство не пошло к хоругу Хаджи.
    И под предлогом ожиданий подмоги
    От казахстанской стёртой межи
    Не штурмовали Казани пороги.
    Тем временем в крае двадцать полков
    Армии русской скопилось сплочённо
    Стаей матёрых серых волков
    Хищно и дружно и сочленённо.
    Тысяч пятнадцать петровских солдат
    С залпами пушек шли напролом; -
    Зашелестел отход и откат
    Гаскеров за Каму, в глушь-бурелом.
    ***
    Но войны, бунты горели и тлели
    До двадцатого века из месяца в год.
    Пули и стрелы пели, свистели;
    Оплакивал павших…
    Дождём небосвод.
    (1)Савруши - аул, что в 70-80 верстах от Казани. (2)Фузия - так тогда называли русичи ружьё. (3)Иль Самар-Булгар, находившийся на землях нынешних Самарской и Оренбургских областей, пал после 5-летней войны булгарских войск под предводительством Карасакала (Карасакал сын Сары-Сеида династии Тукаев, правителей Самар-Булгара булгарских летописей) с армией царицы Анны Иоановны в 1740 году. Булгарским летописям не верят, но это государство под наименованиями DUСHE BULGARIA, MAGNA BULGARIA с центром в городах SAMAR и BULGAR
    нанесено на карты тех лет картографами Германии и Франции, верить которым придётся. (Пётр I заложил крепостицу Самара на месте полуразваленного городка Самар-Кабак, а ещё были Яна-Самар, Камыш-Самар и Самар, не подконтрольные ему). И, учитывая то, что в 1707 году Москва не могла полно контролировать Прикамье, понятно, почему в степи Самар-Булгара Русь пришла только через 30 лет после 1707 года; понятно, почему колонизаторы до конца XVIII-го века содержали в исправности два из множества булгарских валов времён X века, превратив их в мощные глубокоэшолонированые укрепрайоны с частыми артиллерийскими ДОТами, - Самар-Булгар нападал, нападал и после потери государственности. А Самар, Шамар или Чумар - дух плодородия веры в Тенгри у булгар до принятия ими мусульманства; Симбир - сын духа солнца. (4)Кунгур - город, основанный хонами (гуннами) и булгарами в глубокой древности; смысл слова: - «Кун» - ночлег, стоянка, остановка «гура» - общности. (5)Стратилат - от стратег; так великороссы порой звали своих воевод. (6)Хоруг - булгарское название знамени. От хоруг изошло «хоругвь», как от куниг (название знака булгарской руники) - книга; От булгарского тянкя (означение монеты или чешуи рыбы у булгар) - «деньга» и т.д.
    (7) Сербийцы - вернее сер-би - так в древних летописях Булгара обозначены наши чаваши. Получается, что чаваши - потомки легендарных серов… (8)Алтынбек и Гуза - полководцы Булгарии в XIII-ом веке.
    (9) Уразай Москов
    Истинный воин воюет и побеждает даже после смерти. Через 300 лет после XVIII-го века булгар Уразай (месяц Рамазан - так переводится это имя) сокрушает противников, применяя своё уже прозвище - «Москов», точнее - «Мосха». Потому что «Москов» - ошибочно написанное русским писарем старинное булгарское слово «Мосха», которым в доисламские времена называли жертвенного бычка, считавшегося тенгрианцами-булгарами этаким сверхсвятым существом, достойным трепета и благоговения. Сакральное отношение наших предков к этому термину неосознанно сохранилось и после принятия ими ислама. И через это тоже примерно в 1078-ом году эмир Ахад, победив русичей на реке Мосха (Сухона), взял прозвище - «Мосха». У Ахада были очень плохие отношения с эмиром Адамом, сместившего его с трона страны, занявшего его место. В итоге Ахад бежал в иль Кортжак (пчелиная сторона), охватывавший регионы нынешних Московской, Ивановской, Владимирской областей. В глухих чащах возле реки Ауз (восковая река, совр. Яуза) и Илян (Неглинная) в 1088-ом году он воздвиг неприступную крепостицу. По прозвищу Ахада местные булгары назвали форт - «Мосха». Со временем славяне, мигрирующие из Германии и из Подунавья в Залесье, обжили посад вокруг цитадели. Затем вселились и в сам бастион. Эти северные группы славян (будущие русские) не могли правильно выговорить слово «Мосха», поэтому называли форт «Москов». «Ов» - русское окончание (Псков, Чернигов, Ростов и т.д.), оно определяет принадлежность сущего всего термина к кому-либо или к чему-либо. В данном случае город принадлежностью относился к «Моске», к изменённому прозвищу Ахада - «Мосха» (бычок или корова по старо - булгарски). В 1147-ом году Юрий Долгорукий звал князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов». Дополнительно мы имеем следующую булгарскую эпиграфическую надпись XIV-го века, бегло и легко читаемую на современном булгарском («татарском») языке; вот часть её перевода: «Фатима-елчи дочь Аюпа сына Мачки сына Юсуфа Булгарского…». Здесь «Мачка» - диалектное от «Мосха», а точнее к примерному от «Мъсха» или «Мясха»; нет символов арабицы, кириллицы и латиницы, более-менее точно передающих некоторые звуки согласных древнебулгарского тюркиʹ. В слове же «Мосха» закреплёно до дремучести старинное древнее тюркское прилагательное-корень, имеющее формы: «Мъс», «Мач», «Мос», «Мящь» или «Мясь», переводящиеся как «счастливый». По моему мнению, «Мосха» это диалектно-сокращённое от этнонима массагетов, упомянутых Геродотом в V-ом веке до нашей эры; в III-ем, V-ом веках, переданных армянскими летописцами Егише и Агафангелом как «масаха», «масхуты» и «масгуты» («Масгут» - современное известное имя у тюрков). Масгуты-печенеги со временем вместе с хуннами множеством растворились среди булгар. Причём термин «масаха» у булгар звучал как «мосха».
    Следует отметить, что «масаха» и «мосха» имеют всё же один перевод с древнего тюркского языка: - счастливый сак. Саками называли себя многие скифы от Алтая до Дуная, видимо, задолго до описаний Геродота. Сак же это «доспех», «защищённый». Да, человек, имеющий коров и бычков, счастлив по-своему и сегодня. Но на вершине счастья, по поверьям булгар-язычников, стояла девственная откормленная тёлка, - почти корова - приносимая в жертву Тенгри, называемая ими «мосха»… А в XVI-ом веке Русь чеканила монеты с легендой: - «Москов акчасы будыр». То есть город ещё назывался иногда «Москов». Позже, в XVIII-ом веке петровский писарь отметил присутствие имени «Москов» (русской фонетикой обратив наш термин «Мосха» в «Москов» ) у булгарского военачальника. К чему я это привожу? - Лингвисты-чаваши утверждают, что название Москвы от чавашского «Мускав» - крепость; русские историки добавляют к этому, что наречения Москвы от мордовского «Мухша» - медведица. К счастью, историческая и лингвистическая литература имеет толкование термина «Москва» со смыслом корова. Причём об этом сообщают сами московские авторы, видимо нашедшие эту информацию в каких-то летописях. И по совокупности наших данных можно сделать вывод: - булгарское повествование о происхождении Москвы верно. А тот факт, что в начале XVIII-го века булгар Уразай имел прозвище «Москов», то есть «Мосха» - это зафиксировал российский писарь - не оставляет места под солнцем ни «Мускаву», ни «Мухше».
    К слову: версии, базирующиеся на «Мускав» и «Мухша» не подтверждаются ни одним историческим документом; обе они имеют лишь лингвистическую подоплёку, клонированную на схожести слов «Мухша» и «Мускав» с словом «Москва». Ну что же? - Лингвистика, так лингвистика. У булгар («татар») есть слово «мясхяря», означающее позор. Видимо, для наших предков переход Ахада Мосхи в Кортжак было позорным явлением, как и союзы тамошних булгар-батышей (вятичи) со славянами, прибывающими от восточных склонов Альп. «Мясхяр» это человек Мосхи: «Мясхя» - «Мосха», а «яр» это «ар» (человек, мужчина). Но необходимо подчеркнуть, невзирая на всё, то, что большая часть Восточно-Европейской равнины - очень древний тюркский ареал. Концентрация курганных захоронений в центре самой Москве подтверждает данные булгарских летописей. На Восточно-Европейскую равнину славяне начали проникать мелкими группами, мигрируя вначале из Киевщины где-то в конце середины IX-го века, а позже из Подунавья и от восточных склонов Альп. Впервые же славяне оказались у Днепра, примерно, в самом начале VII-го века числом до 200 тысяч по причине их вывода из Подунавья и Балкан булгарским правителем Тубджаком, потомком Атиллы в 5-ом поколении. Тубджак воевал с Византией на стороне Аварии, каган которой устроил безоружным славянам геноцид, невзирая на союз с ними. Поэтому старец Тубджак и вывел из Подунавья в свои владения в Поднепровье этих славян, обречённых на гибель. Эта - южная группа - славян со временем разовьётся в украинский этнос: их соплеменники придут от Дуная множеством.
    В 605-ом году после 15-летнего правления балтавар булгар, мудрый Тубджак скончался.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Теги: Нурлат
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: