Поэтессе из Чулпанова Мунаваре Усмановой исполнилось 90 лет
Мунаваре Усмановой сегодня исполнилось 90 лет, но она остается такой же неутомимой, искренней и желающей всем добра.
В свое время почему-то думала, что эта славная женщина только меня любит и считает своим близким другом. С годами поняла: я не одна, жить в любви и делиться добротой души – это, оказывается, ее духовная потребность, образ жизни. Мое повествование – о Мунаваре Усмановой, прекрасном человеке, талантливой поэтессе.
Одаренный от природы, активный селькор районной газеты, бесценный старший товарищ. Сегодня ей исполняется 90 лет. Жаль, что уже не живет в Чулпанове, но мы продолжаем получать от нашей Мунавары апа, душой прикипевшей к родной земле, добрые вести и из Набережных Челнов. Она все такая же неутомимая, искренняя, умеющая радоваться нашим успехам, хранящая мудрую память, адресующая добрые пожелания. Такой она была и 36 лет назад. Словно годы не властны над ней.
Наше знакомство состоялось в очень короткий срок. Как-то с женщиной средних лет, принесшей свои заметки в газету, во время обеденного перерыва пришлось остаться наедине. И не заметила, как за беседой о стихах, публикациях вдруг осмелилась раскрыться о сугубо личном. Может, моя новая черноглазая знакомая с умным терпеливым взглядом чувствовала, что очень хочу кому-то излить душу и смогла незаметно развязать мой душевный клубок?..
Помню, как долго еще согревало меня оставшееся от общения с ней теплое чувство. Но не рассчитывала на дальнейшее общение. Мало ли таких коротких, ярких встреч в судьбе журналиста? Выходит, ошибалась. …
В один из дней, когда осень повернулась к зиме, кто-то постучался в мою дверь. Открыла, а там в длинном плащ-пальто стояла... Мунавара апа. С двумя сумками через плечо. «Время забоя скота, вот решила привезти твою долю», – сказала она, видя мой недоуменный взгляд.
Мою долю? Какая доля у меня может быть у женщины, которую я видела всего один раз в жизни? Тем временем на столе появились деревенские гостинцы – мясо, тутырма… Долго говорили в этот день с Мунаварой апа. И после ее ухода почувствовала, как будто мой дом стал как-то светлее.
Ее душевная щедрость, доброта, кажется, озарили его. Чувствовать, что в селе Чулпаново есть человек, принявший в свою семью тебя как родного, в то время было для меня большой поддержкой. Я поняла: она принесла мне не только гостинцы, а долю своей искренней любви. Наши родственные души тянулись друг к другу, общение обеим приносило радость, и я была уверена, что оно будет продолжаться. Не ошиблась. …
Однажды пошла на почту за переводом, его опять отправила Мунавара апа. Эти деньги, часть ее колхозной зарплаты, составляли примерно мой месячный бюджет, наверное, и для нее были нелишними. Но она нашла возможность отправить мне. Со временем «моя доля» росла: будь то смородина, калина, другие дары огорода – я должна была поехать и забрать их. В то время и не нуждалась так в них, но от доли, собранной с любовью специально для меня, отказаться не могла.
Чуткая душа Мунавары апа даже со стороны чувствовала мое настроение: именно в те самые минуты, когда нуждалась в поддержке, я по телефону слышала ее взволнованный голос. Правда, с годами и у меня появились доли, предназначенные для Мунавары апа. Часто ездила в Чулпаново, чтобы оказать почтение, справиться о делах, здоровье, привезти гостинцы. Нет, не с целью рассчитаться. То добро, которое она мне оказала в свое время, даже при огромном старании не смогла бы оплатить сполна.
У меня уже желание общаться по-матерински терпеливой, мудрой Мунаварой апа стало необходимостью, ее дом с цветущими геранями притягивал меня, как родной, и провожал, наполняя любовью, заботой. Каждая встреча раскрывала мне трудные, но пройденные очень гордо и с достоинством страницы жизни Мунавары апа.
Как молодая женщина, с четырьмя детьми оказавшаяся на улице, преодолела жизненные трудности – об этом можно было бы написать целый роман. Все испытания, душевные бури, радости и печали, которые она пережила, стиснув зубы, легли в ее искренние, как она сама, поэтические строки.
Не озлобилась, не потеряла доверия к людям, не погасила огонь любви в душе. За это и дал, наверное, Всевышний ей долгую жизнь.
В свое время ей пришлось освоить много специальностей, за что бы ни бралась, повсюду завоевывала почет и доверие. Многие годы ей доверяли вести учет зерна, доставляемого на зерноток. Это продолжалось даже когда она достигла преклонного возраста. С учетом ее объективности, честности.
Да, чулпановцы любили, уважали Мунавару апа. Я стала свидетельницей и глубокого уважения, оказанного поэтессе односельчанами на ее юбилейном вечере. Часто проходили с ней и встречи в сельской школе, библиотеках, дорогим гостем была Мунавара апа и на юбилеях газеты. Ее односельчанка Дилбар Шаяхметова получила звание дипломанта, исполнив на радиофестивале Татарстана ее песню «Сагыш», музыку к которой Мунавара апа тоже сочинила сама.
Но поэтесса не стремилась к славе, предпочитала оставаться простым и скромным сельским жителем. Ее широкая душа для многих стала надежным хранителем самых сокровенных тайн.
Смогла подарить свою любовь и невесткам, приехавшим в село со стороны, дать им материнские советы.
Помню ее эмоции, когда она взяла в руки сборник своих стихов «Гомерем агышлары». Земляки восприняли его как радостное событие. Мунавара апа заслужила это своим жизненным примером, замечательными стихами, яркими статьями об односельчанах, умением радоваться человеческим радостям… Поэтому и сейчас они тоскуют о ней.
Мунавара апа долго не хотела уезжать из родного села даже тогда, когда сильно пошатнулось здоровье. Ведь вся ее жизнь проходила на родной земле. Она любила природу – леса, заливные луга Черемшана, простор полей; ценила общение с искренними односельчанами…
Но у судьбы свое решение. Сегодня жизнь Мунавары Усмановой красят любовь и забота дочери Ханифы, внуков. Очень хотели поехать к ней, снова встретиться, освежить воспоминания, оказать свое уважение… Но, увы, время такое и возраст почтенный…
Думаем, сегодняшняя публикация обязательно дойдет до нее как весточка любви от сотрудников и ветеранов «Дружбы», любителей поэзии, знавших ее творчество.
А от меня – отдельное спасибо и низкий поклон! Огромное спасибо за то, что была духовной опорой, жизненным примером, подарила такую щедрую долю любви!
Автор: Сакина Хайруллина, заслуженный работник культуры РТ
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев