Нурлатцам расскали о порядке оказания транспортных услуг
Нурлатский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)» рассказывает о порядке оказания транспортных услуг.
Каждый из нас чуть ли не каждый день пользуется услугами перевозчиков, будь то пассажирские перевозки общественным транспортом (такси) или грузоперевозки принадлежащего нам имущества (мебель, бытовая техника и тп). Однако несмотря на востребованность и повседневность данного вида услуг потребитель данных услуг зачастую не знает свои основные права и обязанности исполнителя.
Порядок оказания транспортных услуг в РФ регулируется:
Гражданским кодексом РФ;
Законом РФ «О защите прав потребителей»;
Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ №259 от 08.11.2007г.);
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ №112 от 14.02.2009г.).
Указанными нормативно правовыми актами РФ установлены права и обязанности сторон правоотношений в области транспортных услуг, которые должен знать потребитель. К их числу относятся такие права как:
1. Право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе и оказываемой услуге, обеспечивает возможность их правильного выбора. Перевозчик обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей:
- свое полное наименование, место нахождения, режим работы;
- информацию о лицензии.
Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов Российской Федерации).
Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах (п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Транспортные уставы и кодексы предусматривают обязанность перевозчика предоставить информацию о: расписании движения транспорта; стоимости проезда и провоза багажа; времени работы билетных касс, камер хранения; об оказываемых услугах; о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.
2. Право на качественное и безопасное предоставление услуг. Качество зачастую зависит от класса обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, заключается в том, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу. Ответственность перевозчика за предоставление ненадлежащей информации: если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. За нарушение сроков оказания услуги: по доставке груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по-разному.
По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. За вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги.
Согласно ст.1095 Гражданского кодекса РФ, а также ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков услуги подлежит возмещению в полном объеме.
3. Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Порядок предъявления требований к перевозчику до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора перевозки, транспортными кодексами и уставами предусмотрены требования обязательного обращения с претензией к перевозчику в следующих случаях:
- по спорам, связанным с договорами перевозки груза при перевозке железнодорожным и воздушным транспортом;
- по спорам связанным с перевозкой пассажира, багажа, груза при перевозке на внутреннем водном транспорте.
Следует помнить, все обстоятельства, влекущие имущественную ответственность перевозчика должны подтверждаться коммерческим актом, удостоверяющим обстоятельства произошедшего, который составляется совместно с пассажиром. Один экземпляр акта выдается пассажиру. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, (грузоотправителя или грузополучателя) права на предъявление претензии или иска. Сроки предъявления претензий к перевозчику отличаются в зависимости от вида транспорта, так:
-при внутренних перевозках автомобильным транспортом – 1 год (ст. 39 УАТ РФ);
-железнодорожным транспортом - 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней - 45 дней (ст.123 УЖТ РФ);
-при внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий - 6 месяцев (ст.126 ВК РФ) и иное.
Общий срок, в течение которого перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию составляет 30 дней со дня получения претензии.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев