Борьба с коррупцией в Нурлатском районе: интервью с помощником главы по антикоррупционной работе
В откровенной беседе с помощником главы района по вопросам противодействия коррупции Нурлатского муниципального района Рафисом Нигматуллиным мы говорили о разрушительной силе, которую несет в себе это явление.
– Рафис Рифгатович, как Вы оцениваете проводимую антикоррупционную работу в районе и какие меры являются ключевыми?
– В республике ежегодно проводится мониторинг, и по итогам первого полугодия мы занимаем уверенные средние позиции. Это не повод останавливаться, а стимул работать дальше. Ведь преступления такого характера выявляются, могу привести пример – в первом полугодии текущего года к уголовной ответственности в виде лишения свободы на один год был привлечен муниципальный служащий за преступления прошлых лет.
Наша деятельность строится на основе муниципальной программы, рассчитанной до 2028 года. Главные инструменты – открытость и прозрачность. Для этого мы активно задействуем информационную систему «Открытый Татарстан», портал госуслуг и систему «Народный контроль», которая создает механизм обратной связи с населением.
Важнейший барьер для коррупции в сфере услуг – Многофункциональный центр. Гражданин обращается в МФЦ, где сроки предоставления услуги жестко регламентированы. Таким образом, мы исключаем прямой контакт заявителя с чиновником, принимающим решение, а значит, и саму возможность оказания давления или вымогательства.
– Сейчас особое внимание уделяют «конфликту интересов». В чем его главная опасность?
– Говоря просто, это одно из проявлений коррупционного поведения. Он приводит к тому, что законные интересы одних граждан страдают, а другие получают незаконные преимущества. Чаще всего проблема возникает из-за родственных связей. Поэтому при приеме на службу мы тщательно анализируем круг лиц, входящих в зону личной заинтересованности кандидата: это не только близкие родственники, но и, например, братья, сестры, родители супругов. Если о таких связях становится известно уже в процессе работы, служащий обязан уведомить об этом представителя нанимателя и комиссию по урегулированию конфликтов интересов. За 2025 год рассмотрено пять уведомлений.
– Какие меры помогают избежать этой ситуации?
– Первое и главное – обязанность самого служащего заявить о возникшей личной заинтересованности. Второе – кропотливая работа кадровых служб по анализу анкет и мест работы родственников. Третье – тщательная проверка сведений о доходах, расходах и имуществе как самого сотрудника, так и его семьи. Хочу отметить, что профилактика дает результаты. Служащие стали чаще обращаться за консультациями до совершения каких-либо действий, чтобы избежать рисков. Напомню, что непринятие мер по урегулированию конфликта интересов – прямое основание для увольнения.
– А может ли муниципальный служащий заниматься другой оплачиваемой работой?
– Закон это разрешает, но только с обязательным уведомлением работодателя и при условии, что комиссия не увидит в этом конфликта интересов. За этот год мы рассмотрели 15 таких уведомлений. А вот заниматься предпринимательской деятельностью служащим категорически запрещено.
– Благодарность за услугу – это взятка или знак внимания? Где грань?
– Реальность такова, что привычка к мелким подношениям и подаркам за решения бюрократических вопросов глубоко сидит в менталитете. Но закон четок: дарение подарков муниципальным служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей запрещено. Исключение – официальные мероприятия, где подарок сдается в комиссию и может быть выкуплен самим служащим. Во всех остальных случаях даже коробка конфет может быть расценена как взятка. Все зависит от обстоятельств, при которых она была вручена.
– Как обычному человеку не стать жертвой или соучастником коррупционного преступления?
– Многого о законах знать и не надо. Каждый понимает, что брать и давать взятки нельзя. Выбирая между лишением прав и «благодарностью» гаишнику, человек должен помнить: завтра этот же сотрудник отпустит пьяного водителя, который собьет кого-то насмерть. А врач, ждущий «подношения», не окажет помощь тому, кто не может заплатить. Вот о каких последствиях бытовой коррупции следует знать.
– До Дня борьбы с коррупцией, он отмечается в декабре, еще немало времени. Но уже сейчас планируются ли в районе мероприятия в его рамках?
– У нас утвержден большой план мероприятий. Это лекции, круглые столы с участием служащих и депутатов, социологические опросы среди населения на официальном сайте района. Особое внимание будет уделено молодежи. В школах, сельских клубах и библиотеках пройдут классные часы, интеллектуальные игры и беседы. Важно сформировать у подростков правовую грамотность и законопослушную модель поведения в обществе.
– И в завершение – риторический вопрос: когда же мы, наконец, победим коррупцию?
– Полностью, наверное, никогда. Для этого пришлось бы вывести новую человеческую породу. Начинать нужно с себя и требовать того же от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти и справедливого наказания за любое нарушение. Тогда возрастет вера людей к власти, и общество осознает настоящую потребность в этой борьбе.
– Рафис Рифгатович, спасибо за откровенный разговор.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев