Амина Салихова из Урняка, чье детство опалила война, в год 80-летия Победы поделилась воспоминаниями
КСЦОН «Гармония» в рамках национального проекта «Семья» для детей войны и тружеников тыла из числа получателей социальных услуг проводит реабилитационную программу «Ретротерапия».
Не осталась в стороне и 85-летняя жительница Урняка Амина Салихова.
Война и послевоенные годы запомнились ей слезами родных и близких. И сегодня, даже спустя десятилетия, она не может спокойно вспоминать те времена.
– Родом я из Бурметьева. Когда отец ушел на войну, мне было 2 года, брату – 4, в 1942 году родился братишка, – начала свой рассказ она. – С нами жила бабушка – мама нашего отца. Мама вставала в 3 утра и уходила на работу. Мы весь день оставались с бабушкой. А она не отрывала глаз от окна, ждала отца. И постоянно плакала, и напевала грустную песню. Потом с тоской говорила: «Доченька, твой отец и сегодня не вернулся». Мы мучали бабушку, мол, хотим есть, а она утешала: «Вот ваш отец вернется, вы не будете голодать, будете сыты». Последнее письмо от отца пришло из Ленинграда. Поскольку оно было написано на арабском, просили маму снова и снова перечитывать его. Папа писал, что ожидает приказа на машинах доставить продовольствие в осажденный город. Потом мы получили похоронку. Один мужчина из нашей деревни служил вместе с отцом. Он, вернувшись с войны, увидел моего братишку, обнял его и заплакал. Как выяснилось, его перевели в другой полк. А машина, в которой был папа, ушла под воду, когда с колонной передвигалась по льду...
Воспоминания детства в памяти Амины Фассаховны сохранились обрывками. Самое запоминающееся – страшный голод.
– Всегда хотелось есть. Шли в поле, наберем осыпавшийся горох, едим, а горох ведь еще особо и не осыпается, – продолжила дитя войны. – Поначалу на полях не было даже пшеницы, лошади и быки падали замертво прямо там, где делали борозды. В 8-м классе я начала ходить в Курманаевскую школу. В той деревне жила папина сестра. Перед тем, как пойти на занятия, заходила к ним покушать, а она не забывала положить мне в карман еще хлеба. Мы жили в такой нищете, что у меня не было обуви, чтобы ходить в школу.
Амина ханум рано ощутила на себе тяжелый сельский труд. Мать, которая работала дояркой, будила по утрам дочь перед тем, как уйти – в те времена в деревне стадо выгоняли рано. Ни в коем случае нельзя было опаздывать, так как в доме нет корма для скота. А в старших классах фотографию Амины, как самого трудолюбивого работника по поливу колхозных овощей, разместили на доске почета.
– За трудодни не платили, зато осенью дали два мешка хлеба. Хоть какая-то помощь маме была, – вспоминает Амина Салихова.
С 1959 года она связала свою судьбу с Урняком, выйдя замуж за местного парня, в их семье родились трое детей. Сегодня она окружена любовью и вниманием многочисленных родных и близких. Тем не менее, несмотря на преклонный возраст, живет одна. В выходные дни ее дом наполняется их радостными голосами. А в будни рядом с ней социальный работник Рахима Бобакулова, которая проводит реабилитационные мероприятия. Одно из них – программа «Ретротерапия» в рамках национального проекта «Семья».
– Я оказываю социальные услуги пятерым пожилым, четверо из них – дети войны. Их детство пришлось на тяжелые военные годы, мы стараемся дарить им все тепло души, чтобы их старость была красивой, – сказала Рахима Таджибаевна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев