Он был отличным парнем…
Высокий, статный Гайнутдин, приехавший из далекого Казахстана, скромный и сдержанный Илгизар из Арска, Айбулат, который находит возможность почти каждый год приезжать из Тукаевского района в Нурлат…
Они когда-то прошли нелегкую службу в Афганистане, а потом разъехались по разным регионам, и вот спустя 34 года вновь встретились в Старой Амзе. Но радость встречи, смешанная с грустью, заставила прослезиться и мужчин, разменявших уже пятый десяток, – среди них не было только их близкого товарища Раиса Хадиева, выросшего в этой деревне. Сослуживцы побывали на могиле Раиса, окинули взором луга, где он играл, склонили головы перед стелой, установленной в память о нем в центре деревни, и окунулись в воспоминания.
Населенный пункт Руха в Панджшерском ущелье. Это опасные места, где базировались отряды Ахмада Шаха Масуда, известного в то время под прозвищем Панджшерский лев. Но 18-20-летние парни, встретившие вместе 1985 год в Афганистане, в праздничную ночь говорили не об этом, а том, как вернутся они после службы в родные края, шутили и смеялись. Тогда никто не знал, что ждет их впереди. А ведь совсем скоро здесь начнутся ожесточенные бои.
– Это была очередная операция по зачистке гор от душманов. Обычно взвод разведки передвигается на 500 метров впереди остальных, и в него берут только самых смелых, отважных бойцов. Раис тоже был в разведке, – поделился воспоминаниями Илгизар Мухаметзянов. – Но они попали под обстрел… К нашему приходу их всех разбросало в разные стороны, тело Раиса не успело даже остыть. Я сам закрыл глаза боевого товарища.
…Раиса никто не заставлял переходить в взвод разведки, он сам записался. Хотя и знал, что служить там очень опасно, но сам принял такое решение, несмотря на увещевания товарищей. Раис, который со школьных лет был зачинателем во всех делах, организатором, занимался борьбой, сам пошел в армию, он и здесь выбрал передовую линию.
– Отличным был парнем, все уважали его. Ведь в разведку брали только крепких, спортивных ребят. Канков, который погиб вместе с Раисом, был спортсменом, входившим в сборную команду СССР, а Зимин – снайпером-биатлонистом. Каких прекрасных ребят потеряли тогда. Золотые были парни, – говорит другой товарищ Раиса Гайнутдин Каримов. – В то время я в госпитале лежал. Очень тяжело было слышать о потерях в 5-м взводе, потом пришлось участвовать и в процедуре их опознания.
Эти воспоминания уже больше 34 лет отзываются болью в душе Илгизара Мухаметзянова и Гайнутдина Каримова. И вот сегодня они смогли рассказать об этом и родным Раиса – сестре Сание и зятю Илгизу Набиуллиным. Хотя тяжелая весть еще раз доставила им душевную боль, но каждое воспоминание товарищей-сослуживцев, находившихся рядом с братом до последних минут, было для них очень ценно. Гайнутдин Каримов привез фотоснимок, где он запечатлен вместе с Раисом. По словам Сании апа, такой же снимок был и среди личных вещей Раиса, переданных на родину. Но он был сильно истерт, поэтому не представлялось возможным разыскать товарища, но все эти годы было желание найти его. А Набиуллины вот уже более 10 лет поддерживают тесную связь с другими друзьями Раиса – Айбулатом Якуповым из Тукаевского района и Рафисом Махмутовым из Чистополя, с которыми он вместе был в учебке, а затем отправились в Афганистан. Найти Илгизара и Гайнутдина, до последних дней находившихся рядом с Раисом, тоже помог Айбулат Якупов.
– С Раисом мы вместе начинали службу. И в Ашхабад ехали в одном купе, и в учебке кровати стояли рядом. Тогда, наверное, 90 процентов парней были татары, обычно мы разговаривали на родном языке. Раис отличался от других энергичностью, общительностью, был бы живой, сегодня он наверняка находился бы в числе первых зачинателей афганского движения, – сказал руководитель «Боевого братства» Тукаевского района Айбулат Якупов.
Но после учебки их пути-дороги разошлись. И о гибели своего товарища Айбулат узнал лишь 10 лет тому назад.
– Как только узнал, сразу решил посетить могилу Раиса. Приехал в Старую Амзю, нашел его родственников, и вот более 10 лет его близкие мне как родные. Но все же было еще кое-что, до конца не выясненное, связанное с Раисом. У нас было огромное желание найти боевых товарищей, кто был рядом с Раисом в последние минуты его жизни, – сказал он.
Клубок начал постепенно распутываться после очередной поездки в Старую Амзю. Когда вместе начали смотреть блокнот Раиса, на глаза попался адрес Илгизара Мухаметзянова из Арского района. Айбулат Якупов спешно приступил к его поискам. Однако… В исполкоме сельского поселения сообщили о кончине Илгизара. Но, к счастью, секретарь ошиблась. Таким образом, связались с Илгизаром, через него – с Гайнутдином. Оказалось, они и сами все эти годы хотели найти родных Раиса и очень обрадовались, что связь наладилась. Илгизар Мухаметзянов, всю жизнь проживший в Казани и сегодня обосновавшийся в родном селе, не затягивая надолго, еще в марте побывал на могиле боевого товарища. В первых числах мая, преодолев сотни километров, нашел возможность приехать из Казахстана и Гайнутдин Каримов. И это стало поводом еще раз собраться друзьям, родным в Старой Амзе.
Торжественные моменты встречи состоялись возле стелы, установленной при старании родных возле клуба. Вновь они окунулись в воспоминания, поговаривая:
– Эх, Раиса нет среди нас. Был бы он, все бы пошло по-другому.
А Сания Набиуллина, сквозь слезы глядя на них, улыбнулась:
– У меня был всего один брат, а теперь – три. Если бы родители были живы, как бы они порадовались. Очень тяжела потеря близкого человека, но большое счастье, что нашлись его товарищи.
Вот уже на протяжении скольких лет Сания и Илгиз Набиуллины по крупицам собирают память о Раисе Хадиеве, много старания прикладывают для увековечения его памяти, налаживают связь с его боевыми друзьями и советуют и другим нурлатцам, потерявшим в этой войне своих близких, искать боевых товарищей. Хотя это требует большого старания, усилий, но оно того стоит, говорят они. И вот, спустя 34 года с гибели Раиса, общаясь с его боевыми друзьями, они словно повидали его самого. Так и кажется, что вот-вот он, как всегда, появится и с улыбкой поправит волосы…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев