Сегодня 90-летний юбилей отмечает жительница Нурлата Лидия Прокофьева
Лидия Ивановна Прокофьева добрые пожелания примет только от самых близких.
Ведь, хотя она и родилась 10 марта, в документах стоит другая дата – 15 марта. Значит, никто не опоздает с поздравлениями.
Позвонив в дверной звонок Лидии Ивановны, мы ожидали, что нас встретит, по крайней мере, бабушка в платочке и шалью на плечах. Ошиблись. Не было и ожидаемого «Кто там?». Дверь открылась, опираясь на клюку, женщина пригласила пройти в квартиру. Стрижка, улыбающиеся глаза, костюм-двойка… Да, Лидию Ивановну Прокофьеву сложно назвать бабушкой, хотя она многие годы уже и прабабушка.
– И самой не верится, что 90, – говорит она, улыбаясь. – Много…
…Она могла бы стать железнодорожником. В 1949 году уехала из родной деревни в Куйбышевской области и подала документы в Куйбышевское железнодорожное учебное заведение на плановое отделение.
– А какой там конкурс был – 10 человек на место! Побоялась, что не сдам экзамены, тогда как же я вернусь домой? И решила забрать документы. Но мне их никак не хотели отдавать, говорили, мол, не поступишь на плановое, обязательно поступишь на отделение цветной металлургии. Еле, со слезами, забрала и побежала в фельдшерско-акушерскую школу.
Это было желание мамы, чтобы дочь получила медицинское образование. В их деревне на МТС, где они жили, был фельдшер Яков Андриянович, и мама сказала: «Вот и ты выучись на фельдшера».
Сдала экзамены, русский язык, хотя все правила знала назубок, немного подвел, но литература – отлично, математика, и устный, и письменный, – тоже на пятерки. Такие результаты экзаменаторы не оставили без внимания.
– Ассистентом по математике у директора школы был преподаватель из авиационного. Тогда он сказал мне: «Девушка, вы не туда идете», – рассказывает Лидия Ивановна. – Но я поступила в медицинский и благодарна судьбе, что получила такие глубокие знания.
Лидия Ивановна считает, что судьба ей улыбнулась и тогда, когда она, отработав 5 лет в сельском медпункте Куйбышевской области, оказалась в Нурлате. Сюда сначала переехали ее родители, а 7 ноября 1958 года к ним перебралась и она вместе с мужем, двухлетним сыном-первенцем и свекром. Сразу же отправилась в Нурлатскую ЦРБ.
– 24 февраля 1959 года меня направили в здравпункт сахарного завода. Он находился в бараке, где располагалось женское общежитие и обслуживал весь микрорайон.
– Мы работали втроем, дежурили по очереди. У каждого из нас были свои улицы, которые обслуживали, – вспоминает Лидия Ивановна.
Она и сейчас помнит, как в таких непростых условиях они спешили к больным. Говорит, в распутицу грязь была такая, что подошва отлетала. Однажды в 7 часов вечера, когда ее рабочий день закончился и она собралась уходить, прибежала женщина с Московской и говорит: «У нас роженица».
– Скорой нет, и на заводе машин в это время не оказалось, чтобы увезти в больницу. Но я же не имею права отказать, нас так учили: оказать помощь даже врагу. Взяла акушерскую сумку и отправилась, – рассказывает она. – И роды приняли, и время уже 12 ночи, домашние меня потеряли, ищут. Хорошо еще, когда уходила, успела написать на стене медпункта, что ушла на вызов на Московскую.
…Строился и рос микрорайон, можно сказать, на ее глазах.
– Когда мы приехали в Нурлат, на заводе уже пустили песочный цех, для рабочих на Московской улице построили 6 бараков, один-единственный двухэтажный красный кирпичный дом был, позже построили еще. А за шоссейкой столько вагончиков... Люди радовались, что их им давали, там было тепло – отопление подключено. И я немного им завидовала.
Впрочем, недолго молодая семья теснилась с родителями. Проработав в здравпункте всего год, 20 февраля 1960 года ей выделили жилье – самую большую комнату в 22 квадратных метра в трехкомнатной квартире с общей кухней на три семьи. Даже для той поры это было неслыханной радостью – фельдшеру так быстро дали жилье! А через 6 лет сахзавод выделил им уже двухкомнатную квартиру, муж, Александр Петрович, работал здесь. В этой квартире выросли сын с дочерью, сейчас навещают внучки и правнуки.
В 1967 году завод построил здание врачебной амбулатории, здесь было несколько кабинетов, аптека. Потом его достраивали. Лидия Ивановна 35 лет заведовала им.
– Врачи были, но они же участковые, им нельзя было заведовать, поэтому вся ответственность была на мне, – говорит она.
Лидия Ивановна с теплом рассказывает о каждом враче амбулатории, главных врачах районной больницы. Но бывало, что из-за отсутствия врача ей годами приходилось и самой принимать больных. Ей очень доверяли. С министерства здравоохранения даже пришел приказ, разрешающий фельдшеру-заведующей выписывать больничные листы на 3 дня. Лидия Ивановна и сегодня не отстает от жизни. Следит за всеми происходящими в мире политическими событиями. Конечно, и местными. Очень обрадовалась, когда прочитала в районке, что их амбулаторию в этом году капитально отремонтируют. Значит, говорит, еще послужит людям, ведь микрорайон вон как разросся!
Она бережно хранит не только воспоминания. Вот адресная папка, которую ей вручили, когда в 61 год провожали на заслуженный отдых, тут же вырезки из «Дружбы», о ней писали часто. А Почетных грамот сколько…
Ее судьба не была простой. Детство пришлось на тяжелые военные годы. В 2015 году не стало дочери. Что было ей предопределено, она прошла достойно и сегодня, говорит, довольна своей жизнью.
– Правительство заботится о нас, обо всех заботится, – делится Лидия Ивановна. – С мужем прожили счастливых 59 лет, в этом году исполнилось бы и 70, но Александра Петровича в 2012 году не стало. Юбилейный, 70-й год и как окончила фельдшерскую школу. Хорошего было немало.
Пусть и впредь, Лидия Ивановна, годы не коснутся Вашей души, а сегодня Вы вновь услышите поздравления от своих близких.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев