Знания, помноженные на опыт: по следам Норд-Оста, взрывов на шоссе Энтузиастов и Тверской
Что делать, если вы сняли трубку телефона, а вам сообщают о заложенном в здании взрывном устройстве? Советы жителям Татарстана дает генерал-майор ФСБ и генерал-лейтенант полиции в отставке, член президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России» Александр Михайлов.
Если звонок поступил по городскому телефону, то после разговора нельзя класть трубку
Нужно срочно позвонить в правоохранительные органы по другому телефону. В разговоре с сотрудниками правоохранительных органов следует указать, на какой номер поступил анонимный звонок, и предупредить о том, что он сейчас находится на удержании. Это поможет в определении номера звонившего человека.
«Такие звонки определяются при помощи IT-технологий. Часто неизвестные звонят с мобильных телефонов с сим-картами без регистрации. Но на всякий случай лучше перестраховаться. Может, все-таки удастся зафиксировать адрес звонившего», - отметил Александр Михайлов.
Если вы - должностное лицо, то до приезда спецслужб должны подготовить людей к эвакуации
«Анонимные звонки о взрывных устройствах поступают в рестораны, супермаркеты, места с массовым скоплением людей. В таких случаях могут возникнуть определенные сложности. В это время в магазине покупатели могут рассчитываться за покупки или, пообедав в ресторане, не успеть расплатиться за него. Есть нечестные люди, которые могут воспользоваться ситуацией в корыстных целях. Тут нет универсальных советов для всех учреждений. Нужно действовать по обстановке. Чтобы эвакуация из торгового зала прошла без ущерба для магазина, данный вопрос должна тщательно проработать администрация торгового объекта. Нужно четко проинструктировать о порядке действий весь персонал», - отметил генерал-лейтенант полиции в отставке.
Если вы должностным лицом не являетесь, то должны незамедлительно проинформировать о звонке свое руководство
«Мы живем в мире, где количество ложных анонимных звонков расслабляет. Люди воспринимают это, как ненужную обузу. Мы просто ориентируемся на анонимный звонок. Лучше перестраховаться, чем потом получить тяжкие последствия. Нужно понимать, что любой анонимный звонок может под собой иметь реальную почву», - считает собеседник.
До приезда спецслужб открыть эвакуационные пути
Необходимо тщательно и неоднократно провести инструктаж с ответственными лицами - люди должны четко знать, кто и за что именно отвечает. Действия должны быть отработаны до автоматизма.
«В каждом регионе страны проводятся систематические проверки состояния путей эвакуации и пожарных выходов. Во время проверок обычно все бывает в порядке, но, когда наступает время "Ч", никто не может найти ключи от пожарного выхода», - отметил Александр Михайлов.
Приступить к эвакуации
«Нужно приступить к эвакуации до приезда спецслужб. Необходимо принять меры, чтобы обеспечить безопасность людей. Давать команду об эвакуации должен руководитель структуры», - добавил федеральный эксперт.
Во время эвакуации нужно четко выполнять команды, поступающие от спецслужб
«После того, как человек сообщил в органы внутренних дел об анонимном звонке, вступает в действие план проведения проверочных мероприятий. После того как прибывает соответствующая бригада на место, нужно строго подчиняться командам руководителя операции, и максимально оказать содействие спецслужбам», - советует собеседник.
Панику и поспешность необходимо строго пресекать, но действовать без промедления
«Нельзя поддаваться панике. Покидать помещение нужно максимально быстро. Любая паника порождает дополнительные условия для сопутствующих потерь, связанных с давкой и травмами. В толпе нужно постараться не упасть, ведь это опасно для жизни и здоровья. Нужно смотреть под ноги и по сторонам. Взрослым необходимо детей держать за руку, мужчинам - пропускать вперед женщин и детей», - отметил Александр Михайлов.
Разместить эвакуированных в безопасном месте, с учетом погодных условий
«После эвакуации нужно максимально удалить людей на безопасное от помещения расстояние. Никто не знает, какой мощности и где может быть заложено взрывное устройство, каким может быть разлет осколков, какие несущие конструкции здания при этом могут быть повреждены», - добавил генерал-майор ФСБ.
Самостоятельное обезвреживание, изъятие или уничтожение взрывного устройства категорически запрещается
«Каждый должен нести свой чемодан. Сегодня мы говорим о взрывотехнических мероприятиях. Этим занимаются специальные службы кинологов, саперов, взрывотехников самых разных ведомств - МЧС, Министерства обороны, ФСБ и МВД», -подчеркнул эксперт.
Необходимо после каждой учебной эвакуации проводить «работу над ошибками».
Работа над ошибками нужна, чтобы устранить выявленные недостатки и впоследствии, может быть, спасти чьи-то жизни.
«Эвакуация - это целый комплекс мер. Несчастные случаи бывают достаточно часто и в повседневной жизни. В октябре 1982 года в Москве после футбольного матча большое количество спортивных фанатов покидало футбольную арену "Лужники". Тогда администрация стадиона посчитав, что зрителей мало, оставила открытым лишь один выход. На обледенелой лестнице люди стали падать, возникла давка, и мы потеряли большое количество молодых людей», - отметил Александр Михайлов.
По следам трагедий: Норд-Ост, взрывы на шоссе Энтузиастов и Тверской
Собеседник ИА «Татар-информ» вспомнил несколько трагедий, связанных с реальным разминированием зданий. Так, в октябре 1994 года на шоссе Энтузиастов было обнаружено взрывное устройство возле магазина автозапчастей. Приехали специалисты-взрывотехники, здание было оцеплено, люди удалены.
«Взрывотехник, подполковник Михаил Чеканов увидел, что рядом с взрывным устройством в пакете стоит канистра с бензином. Преступники предполагали, что в случае взрыва бензин разольется, увеличив зону поражения. Михаил Чеканов отнес канистру на безопасное расстояние. В тот момент, когда он приблизился к взрывному устройству, произошел взрыв. Он погиб, а его напарник получил тяжелые ранения», - рассказал генерал-майор ФСБ в отставке.
По его словам, аналогичная ситуация произошла с Георгием Трофимовым 9 июля 2003 года. Это была практически смерть в прямом эфире. В тот роковой день около 10 часов вечера охранники кафе на первой Тверской-Ямской улице обратили внимание на подозрительную женщину. Из ее сумки торчали какие-то провода. Она была задержана. Также было принято решение об эвакуации жильцов соседнего дома и посетителей ресторана, расположенного на первом этаже здания. На место прибыли взрывотехники ФСБ. Подозрительный предмет был расстрелян из пушки. Майор ФСБ Георгий Трофимов подошел к «расстрелянной» сумке, чтобы проверить ее. Прогремел взрыв. Георгий Трофимов погиб на месте.
В нашей памяти навсегда останется теракт на Дубровке, захват заложников, который длился с 23 по 26 октября 2002 года. Группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник». Тогда в заложниках оказались более 900 человек, более 120 из них погибли.
«Обвинить в непрофессионализме людей, которые проводили спецоперацию в "Норд-Осте", было бы нелепо. Там были задействованы практически все силы, позволяющие решить боевые задачи. Мы понимаем, что под угрозой находилось огромное количество людей. Всех нюансов предусмотреть было нельзя. Такая операция была проведена впервые. Все, что проходит впервые, имеет непредсказуемые последствия. Все террористы были уничтожены, но и потери достаточно велики. Профессионализм - это знания, помноженные на опыт», - заключил эксперт.
Источник: sntat.ru/proisshestviya
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев