Кошмар сироты: шконка вместо кровати, безразличие родителей и очень большие деньги
Девочка, сбежавшая из Елабужского детдома, рассказала, как на самом деле живётся в приёмных семьях.
Татарстан гордится, тем, что детских домов в республике единицы. Их закрывают за ненадобностью, ведь сирот устраивают в любящие приемные семьи. Cчитается, что с новыми мамой и папой намного лучше, чем в казенном доме. Но это не всегда так.
С чего все началось
6 октября из Елабужского детского дома сбежала воспитанница Камилла С. Девочка до сих пор не найдена, но в самом детдоме сохраняют спокойствие. Камилла не первый раз убегает, скорее всего, уехала к матери, которая лишена родительских прав, объясняют корреспонденту sntat.ru в учреждении. Собственный источник редакции, знакомый с ситуацией предположил, на побег девочка решилась из-за того, что в детдоме новый руководитель.
- Прежнего директора детского дома Елену Гырдымову отстранили от занимаемой должности, дети были к ней очень привязаны, любят ее, а новому руководству они не доверяют. Есть вероятность, что будут массовые побеги из детского дома, - высказал предположение собеседник sntat.ru.
________________________________________
Читайте подробнее: В Татарстане сироты сбежали из детдома в знак протеста против нового руководства учреждения
________________________________________
После выхода первой новости с редакцией связалась исполняющая обязанности директора Елабужского детского дома Зинаида Сперанская. Она категорически опровергает, что побег связан с кадровыми переменами в учреждении, напоминая, что Камилла и раньше убегала, мол, ребенок с непростым характером. В октябре 2015 года девочка действительно сбежала из приемной семьи.
- Она говорит, что пошла на этот шаг из-за жестокого обращения приемных родителей, - уточняю я у Сперанской.
- Это не правда, что жестокое обращение было! Если бы семья была плохая, то не оставили бы там детей. У них под опекой другие дети остались. Если бы была плохая семья, то приемных детей им бы не дали! - повторяет Сперанская.
Шконка для дочки и «папа»-уголовник
Вот тут начинается самое интересное. Либо новое руководство детдома не знает об ужасах, которые пришлось испытать девочке в приемной семье, либо пытается ввести нас в заблуждение. В распоряжении редакции оказались документы из полиции и прокуратуры, в том числе объяснительная Камиллы, которую с нее взяли после побега. Девочка попала в «благополучную» семью человека с криминальным прошлым (об этом ниже) Федора Л. и безработной Елены С. Жила в деревенском доме без отопления, водоснабжения, элементарных удобств, спала на нарах - «любящие» родители просто приколотили под потолок доски и бросили туда матрац. Вместе с Камиллой (ей на тот момент было 14 лет), приемные родители взяли еще троих мальчиков - Сашу, Ваню и Артема (им на тот момент было 15, 15 и 17 лет). Все шестеро жили в комнате 15,9 квадратных метров.
«Чтобы помыться нас раз в неделю возили в Елабугу на дачу, где находилась баня. Спали мы все в одной комнате, так как других комнат пригодных для проживания не было. Для того, что бы переодеться перед сном мне приходилось выходить в прихожую. Мое спальное место никак не отделялось и не огораживалось. Так же из-за того, что мы все спали в одной комнате, я была свидетелем того, как Федор Л. и Елена С. занимались с…м, мне было неприятно», - пишет Камилла в объяснительной.
В документе много и других подробностей. Например, о том, как проводят свободное время приемные родители. Получив разрешение на опеку, они решили, что работать необязательно - денег, которые получают за воспитание приемных детей, вполне достаточно. По словам Камиллы, «отец» все время сидел в интернете, а «мать» вязала. Подростки в это время развлекались, как могли.
«Мы с Сашей, Ваней и Артемом пошли вечером гулять. Ваня и Саша были сильно пьяные, что даже идти не могли. Артем был выпившим, но на ногах стоял крепко и в этом время нес под руки Сашу и Ваню. Я шла впереди, поскольку не пила. Меня встретил Федор и начала орать на меня матом, взял за шиворот и потащил в дом. Ударил меня по макушке и пнул в колено, я хромала очень долго…», - после этого случая Камилла решилась на первый побег.
Как таким людям вообще могли доверить детей? Знали ли в детдоме, в какую семью их отправляют? По словам исполняющей обязанности директора Зинаиды Сперанской, все было в рамках закона.
- Мы без разрешения органов опеки никаких действий не делаем. Опека это решение не единогласно принимает, это заключение представителей Исполкома, ЖЭУ. Они обследуют жилищные условия, решают, возможна ли передача детей в семью. Сначала ребенок посещает ее в гостевом режиме и если его все устраивает, тогда принимается постановление о передаче детей, - утверждает Сперанская.
По ее словам после того, как дети переезжают в приемную семью, органы опеки вместе со службами сопровождения, посещают их. Что касается этого случая, и.о. руководителя призналась, что не знает, появлялись ли они в доме Федора Л. и Елены С. А вот в прокуратуре Елабуги утверждают, что появлялись. Более того, не один раз.
Главный специалист отдела опеки после передачи детей, дважды отчитывалась о посещении семьи, причем указывала, что жилищные условия благоприятные. По документам дети проживают в благоустроенном двухкомнатном доме, жилая площадь 61 квадратный метр (на самом деле это общая площадь), имеется вода, баня, туалет (ничего из вышеперечисленного не было)… С какой целью «опека» давала ложные сведения, выясняется.
Как и то почему она закрыла глаза на прошлое приемных родителей. Федор Л. был судим за кражу. Характеристики, что с одной, что с другой работы, как под копирку - «склочный характер, завышенная самооценка, неряшливый вид, нерадивый работник, халатно относящийся к своим обязанностям».
Приемные дети - источник дохода
Казалось бы, после того, как Камилла сбежала и рассказала всю правду о приемной семье, «опека» должна была расторгнуть договор и вернуть остальных троих детей в детский дом. Но Саша, Ваня и Артем де-юре все еще живут в приемной семье. Де-факто один из мальчиков проживает у своего родного брата в Кукморе, другой у биологических родителей в Набережных Челнах, которые из-за своего аморального образа жизни были лишены на него родительских прав. Третий парень - студент Лубянского техникума, - в общежитии, он тоже ушел от приемных родителей.
Как бывает в таких случаях, к моменту прокурорской проверки, которая признала, что сотрудники отдела опеки не исполняли свои обязанности, эти самые сотрудники - начальник отдела опеки и попечительства Елабужского района Хайдукова Т.М., главный специалист Саутина Л.Н. уже уволились, поэтому наказывать некого. К дисциплинарной ответственности за то, что плохо контролировала подчиненных, заместитель Елабужского городского прокурора Станислав Козлов потребовал привлечь замруководителя исполкома Елабужского района Людмилу Рыбакову.
Почему «опека» отдает детей кому попало - ответ на этот вопрос пусть ищут следователи. Почему не самые порядочные люди рвутся в приемные родители - ответ очевиден. Все дело в безграничной любви, нет не к детям, а к деньгам.
За воспитание приемных детей хорошо платят. Разовая выплата 13740 рублей на ребенка, ежемесячная выплата 6777 на дошкольника и 7817 на школьника, плюс вознаграждение родителей - 3000 рублей в месяц на каждого ребенка. Если детей в семье три и больше, то еще субсидии на оплату лекарств, ЖКХ, проезда и земельный участок по федеральной программе. Деньги, выплачиваемые приемным родителям, не являются целевой субсидией на покупку определенных товаров, это скорее прибавка к семейному бюджету опекуна. Теоретически приемный родитель должен отчитываться о том, что «детские» деньги потратил именно на детей, но как показала история в Елабуге - даже на отсутствие жилья органы опеки могут закрыть глаза, не то, что на отсутствие чеков.
- Дети из приемных семей часто находятся на полном обеспечении государства. Они имеют отклонения в развитии, с которыми показано обучение в коррекционных школах. Шесть дней в неделю они живут в школе-интернате, забирают их только на выходные или каникулы. Не думаю, что приемные родители испытывают какие-то трудности моральные или материальные, когда берут под опеку ребенка, - на условиях анонимности высказала свое мнение воспитатель одной из школ-интернатов Казани.
Мы не утверждаем, что абсолютно всеми приемными родителями движет тяга к наживе. Безусловно, есть много замечательных приемных родителей, которые искренне любят подопечных.
Детдомов скоро не будет
В Татарстане сейчас работают 8 детских домов. Это в два раза меньше, чем было в 2008 году. Именно с этого времени приемные семьи стали популярными. В республике на 1 января 2016 года сиротами числятся 11804 ребенка из них 11142 - это 95% воспитываются в семьях - опекунских - 5439, приемных - 2867, усыновлены 2836 детей. Усыновлённые дети приравниваются в правах с родными. Отличие опекунских от приемных семей в том, что в первых не платят вознаграждение в размере 3000 рублей родителям. Как правило, опеку оформляют родственники. Приемные родители берут на воспитание чужих детей.
- На учете на данный момент состоят 313 усыновителей и 168 приемных родителей. Кто-то ждет своей очереди, кто-то выбирает детей, кто-то уже оформляется. Бывают и случаи отказов от детей. Обычно это дети от 10 до 14 лет, которые помнят биологических родителей, общаются с ними. Бывает так, что ребенок возвращается в кровную семью, когда мама восстанавливается в родительских правах. А бывает не получается контакт и ребенок возвращается в детдом, либо переходит в другую семью. На сегодняшний день 24 ребенка из приемных семей был возвращены, - говорит директор Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Диана Хабибуллина.
В детских домах Казани на данный момент воспитываются 153 ребенка это дети от 10-18 лет. В домах ребенка 56 детей от 0-4 лет. Проблем с устройством детей этого возраста нет - на усыновление очередь. Дети от 4-10 обычно воспитываются в приемных или опекунских семьях.
- Сейчас детдома нацелены на то, что дети должны находиться там короткое время - поступили, пожили, им нашли приемную семью или усыновителей. У нас есть детдома, которые за год полностью обновляют состав детей, - говорит Хабибуллина.
Возвращаясь к истории приемных родителей из Елабужского района. Федор Л. и Елена С. на данный момент не лишены прав приемных родителей, 16-летние Саша и Ваня по-прежнему у них на воспитании. Как сообщили sntat.ru в прокуратуре Елабужского района, нарушения, которые мешали им стать приемными родителями, они устранили - сделали ремонт в доме. На вопрос, неужели родители и прошлое подчистили, в надзорном органе ответили, что психологи, побеседовав с подростками и опросив соседей семьи, сделали вывод, что у приемных родителей, какими бы они не были, мальчикам будет лучше, чем в детдоме. Федор Л. и Елена С. по-прежнему нигде не работают, живут на денежное вознаграждение за воспитание и содержание приемных детей, на учете в службе занятости не состоят, других доходов не имеют.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев