Нурлат-⁠информ

Нурлатский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
ОБЩЕСТВО

Они имеют право на любовь

Прошло пять лет, как в коррекционной школе-интернате начала работать специальная группа для детей с синдромом Дауна. Группа, открытая с сомнением, получится ли что-нибудь из этого, какие она даст результаты, подтвердила свою долговечность и необходимость.

Наряду с тем, что создается возможность общения для обучающихся в этих группах детей и их родителей друг с другом, это, оказалось, важно и в плане общего развития ребенка и приучения его необходимым в жизни навыкам. Может быть, в плане обучения ребенок и не уйдет далеко вперед, а что касается получения навыков самообслуживания, ориентации в быту - получит многое.
В этих группах обучаются дети, страдающие синдромом Дауна, имбецильностью. При открытии самому старшему ребенку в группе было 13, младшему - 8 лет. Сейчас для таких детей работают два класса в школе. Помимо нурлатских, учатся дети и из Аксубаевского района. Если раньше в коррекционную школу-интернат приходили дети с одним видом заболевания и дефектом речи, то сейчас стало больше сложных. Это означает, что у одного ребенка может быть и синдром Дауна, сахарный диабет, давление, дефект речи. Дети с более сложными дефектами сгруппированы в одном классе. Два учителя и два воспитателя, работающие в этих классах, прошли курсы специальной подготовки для работы с данной категорией детей. Если до этого с ними занимались воспитатель, логопед и психолог, то с нынешнего года для них ввели дополнительные уроки - по музыке, физкультуре и труду. В дальнейшем администрация школы планирует также ввести урок социально-бытовой ориентации для них. Значит, и умственно отсталые дети наряду с тем, что к окончанию школы научатся читать и писать, а еще готовить и шить в какой-то мере.
…Мы в классе, в котором обучаются 7-летние дети, укомплектованном только в нынешнем учебном году. На первый взгляд за партами обычные ребята. Как и другие, в такой же школьной форме, перед ними учебники, тетради, ручки и все свое внимание они устремили на классного руководителя Г. Насыбуллину. Урок развития речи, идущий с использованием мультимедийных программ, хотя и очень нравится ребятам, но проходит он неспокойно, учителю приходится подходить то к одному ребенку, то к другому и разъяснять, показывать, успокаивать. Дети устают очень быстро, внимание у них нестабильное. Поэтому уроки рассчитаны на 30-35 минут. Чтобы дети отдохнули, даже за это время учитель дважды провел еще и физкультминутки.
- У 6 учеников 18 видов характера. Вдобавок, часто меняющийся. Внимание отсут-ствует, память плохая. Если обычным детям достаточно два-три раза объяснить тему, то для наших могут пройти годы, - говорит классный руководитель. Например, четверо детей из этой группы, оказалось, не могут даже нормально разговаривать. А многие изъясняются отдельными словами. К каждому требуется индивидуальный подход. Адаптационный период у детей с таким заболеванием, оказывается, очень долгий. Два ученика из этой группы лишь спустя 7 месяцев начали читать по слогам. Жаль, сколько бы не говорили, а групп для детей с данным видом заболевания в детских садах нет.
Детей, которые дальше дома никуда не выходили, не общались со своими сверстниками, непросто приспособить к школьному режиму. Ведь новичкам, впервые перешагнувшим порог коррекционной школы-интерната, чужды такие процессы, как сидение за партой, выполнение заданий учителя и т.д.
- По правде, больше времени отнимает приспособить детей к режиму школы. Если бы задача учителей заключалась только в доступном объяснении темы урока, было бы легче работать. Как уже говорилось, в классе, где обучаются 6 детей, учителю приходится сталкиваться с разными характерами. С такими детьми могут работать только опытные учителя, - говорит заместитель директора по учебной части, заслуженный учитель РТ Н.Шарапова.
Приспособить детей к режиму школы - одна из проблем, которая заботит руководство школы и учителей на протяжении пяти лет. Что касается режима, здесь расписан каждый час: обеденный сон, прогулка, оздоровительные мероприятия. От всего коллектива коррекционной школы-интерната требуется огромное терпение. Они стараются, ведь несмотря на болезнь, этот ребенок кому-то дорог. Вдобавок, не нужно забывать о том, что государство на обучение, воспитание одного ученика такой школы в год тратит 145 тыс. рублей. Наверное, многих потрясло сообщение в прессе о том, что произошло в 68-й коррекционной школе в Набережных Челнах: по вине учителя, который толкнул 8-летнего воспитанника, у последнего был сломан позвоночник, разбита голова. По правде, наш визит в Нурлатскую коррекционную школу-интернат был вызван этим фактом. После общения с учителями, детьми, я удостоверилась, что в школе учеников не обижают, не унижают. Не секрет, что сегодня в школах нередко возникают споры между учителями и родителями. Как обычно, вся ответственность ложится на плечи учителей. Неужели педагоги ожесточились или дети стали неуправляемыми? Разные есть дети. Они могут спорить с учителем, не слушаться. Как в этом случае найти общий язык? Прикинуться, что ничего не произошло, или сделать замечание? На этот счет у коллектива коррекционной школы есть свое мнение: "Учитель, воспитатель обязан помочь решить конфликт. На наших уроках всегда порядок. В нашей школе учитель не кричит на детей. Мы учим детей быть внимательными, уметь друг друга слушать. Но этого недостаточно. В процессе воспитания велика роль и родителей".
…Не секрет, что с каждым годом растет число детей, рождающихся с различными патологиями. Специалисты объясняют это плохой экологией, желанием женщин рожать уже в возрасте. И можете представить переживания этих матерей, когда после 9 месяцев на свет появляется ребенок, которому поставили неутешительный диагноз.
Медицина признает ошибочность мнения о том, что дети с болезнью Дауна все одинаковы. Как и у обычных детей, у них тоже различные умственные способности, возможности. Вот и нескольким ребятам в этой группе понадобилось 7 месяцев, чтобы освоиться в коллективе. К примеру, Адиля, если нет своей учительницы, то с другими и не разговаривает. Несомненно, у каждого ребенка свой мир. И все же эти дети отличаются от своих сверстников добротой, мягкосердечностью. Видели бы вы, как приветливы первоклассники Альфис и Айдар, вон как обнимают свою учительницу, улыбаются ей.
Эти дети располагают к себе. Если любить их такими, какие они есть, то будет и результат, говорят работники школы. А изменения налицо: ребята, которые не могли держать ручку в руках, научились писать, знают буквы, умеют читать по слогам. Несомненно, учебный процесс дается одинаково не каждому. Здесь не может не сказаться уровень мышления, речевого развития ребенка. Однако специальная программа, уроки, общение приносят большую пользу, говорят в школе. Большим сдвигом можно назвать и то, что дети научились обслуживать себя. И родители не могут не нарадоваться этому.
- Сейчас у сына есть друзья. Он с ними общается, читает, пишет, учится рисовать. Сам одевается, кладет вещи на место, - говорит мама Айдара Альфия Маратовна.
У этих детей есть родители, учителя, которые заботятся, существуют школы-интернаты для них. Подобно остальным ребятам, они способны учиться, писать, творить. К счастью, они не одиноки: каждый день спешат в школу, к своим учителям, одноклассникам, друзьям.
Недавно близкая подруга отметила день рождения младшей сестры. Виновница торжества сидела на почетном месте и ни на минуту не выпускала из рук "бразды правления": сама предоставляла слово гостям, сама в ответ благодарила их за поздравления, сама же подытожила и праздник. Поразительно, откуда она столько добрых слов находила каждому гостю и угадывала их желания. Когда зазвучала зажигательная музыка, пустилась в пляс. Чувствует мелодию, ритм. Несколько лет тому назад мы были поражены тем, как точно она воспроизводит движения в татарском, русском, горских, цыганских танцах. Мало того, каждой песне подпевает, знает слова к ним.
Нашли чему удивляться, скажет читатель, прочитав эти строки. Но тому есть более чем весомая причина, ведь наша героиня не обычная девушка, а инвалид с синдромом Дауна. Ни одну мать, которая ждала рождение здорового малыша, наверняка не радует появление на свет не обычного ребенка. Ведь это суровый приговор, означающий, что ребенок и семья всю жизнь должны будут жить в плоскости других мерок и отношений. Но ведь он плоть и кровь матери, и большинство из них всю свою безграничную любовь, превратив в щит и солнце, способное обогреть душу, концентрируют на том, чтобы защитить своих детей от суровых реалий жизни. Таков и вышеупомянутый нами случай. Разница лишь в том, что мать на этом пути не одна. Чувства любви, сострадания, чуткости к младшей сестре, родившейся особенным ребенком, с первых же дней сформировались и у остальных четверых старших детей в семье, и так продолжается до сих пор. Сейчас девушка живет у сестры, и близким, дорогим человеком она стала не только для своих родственников, но и для многочисленных друзей сестры. Все это, конечно же, благодаря атмосфере, которую создала сестра для нее. Заботиться и любить ближнего сестра умеет. Она показывала ее даже московским докторам, только ничего утешительного от них не услышала. Но и не восприняли это как приговор. И сейчас она возит ее в Казань, вместе выходят на Сабантуй, часто ходят вдвоем в гости. Без стеснения, комплексов она появляется вместе с сестрой в самых разных кругах, официальных, общественных, при каждой возможности стараясь подчеркнуть свою любовь и нежность, приободрить. И такая любовь, оказывается, способна творить чудеса. Общение, теплое отношение развивает и способности девушки. Она вышивает, смотрит телевизор, запоминает названия татарских фильмов, повторяет рекламы. Запоминает слова большинства песен, подпевает, научилась говорить красивые поздравления. Друзей сестры по голосам узнает и по телефону, более того, каждому нашла подходящие прозвища. Впрочем, они безобидные, ласковые, шутливые. Но у девушки часто меняется настроение, иногда она раздражается, капризничает. За то время, которое мы бываем у них, видим ее и радостной, и плачущей, она может и заупрямиться, и думаем, что с ней может жить только тот человек, который действительно любит ее такой, какая она есть. Такая вот великодушная и добрая наша подруга.
Мы решили поговорить об этом после трагичного случая в коррекционной школе-интернате в Набережных Челнах, получившего большой резонанс и в республике. Восьмилетний ребенок, ставший жертвой пренебрежения, был похоронен на родине родителей - в Кривом Озере Нурлатского района. Именно этот случай стал причиной появления статьи И. Диндарова, опубликованной в газете «Ватаным Татарстан» (17 апреля, 2012 год). Автор пишет, сколько сил приложила мать, чтобы включить ребенка в нормальную жизнь. Конечно, она очень любила свою кровиночку, только любви окружающих ему не хватило. Если любовь дает силы жить, то нелюбовь способна и убить человека. Так же это и для здоровых людей, а для тех, кто нуждается в особом внимании, любовь и тепло нужны как воздух. Люди с синдромом Дауна из их числа. И давайте не забывать, что они живут рядом с нами.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Дети милосердие