С 2016 года образовательная система Республики Татарстан планомерно двигается к отказу от традиционных экзаменов для выпускников колледжей и техникумов в пользу специальных демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.
Новые стандарты предполагают значительное увеличение практической части выпускных испытаний, внедрение теории в производство.
Выпускников погружают в реальные условия будущей профессии и заставляют столкнуться со всеми сложностями и реалиями производства: ювелиры изготавливают изделия из драгоценных металлов, швеи и дизайнеры делают выкройки и демонстрируют собственные решения, а строители кладут кирпичную кладку и отделывают помещения. Опыт проведения тестовых экзаменов в колледжах и техникумах Татарстана в 2016 году показал, что выпускники недотягивают до надлежащего уровня знаний. В первый раз ГИА выпускников колледжей и техникумов Татарстана была проведена с использованием технологий WorldSkills по пяти профессиям: тракторист, автомеханик, сварщик, повар и мастер общестроительных работ.
Активное включение системы профессионального образования республики в чемпионатное движение WorldSkills подтвердило существование проблемы среднего профессионального образования. Например, на сетевом этапе регионального чемпионата WorldSkills РТ по компетенции «Лабораторных химический анализ» все участники на внутренних экзаменах в своих колледжах и техникумах имели высший балл, однако результаты оценки по методике WorldSkills имеют значительный разброс.
Опыт Татарстана был высоко оценен движением WorldSkills, и в 2017 году практика перехода на мировые стандарты была продолжена. В январе аттестацию прошли около 1 тысячи 800 выпускников по 6 профессиям из 36 образовательных организаций республики. А в июле этого года испытания в формате WorldSkills были пройдены еще 3 тысячами выпускников из 61 учебного заведения Татарстана.
Итоги есть на уровне каждой образовательной организации, но свод мы сейчас подводим, я думаю, что буквально в течение полумесяца у нас уже будет общий итог и мы сможем сказать, вернее, сравнить между собой образовательные организации которые готовят выпускников по той или иной специальности», - пояснил ИА «Татар-информ» первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов.
В ходе внедрения нового формата в систему оценки выпускников колледжей и техникумов стали очевидны проблемные точки. Одним из наиболее острых вопросов, по словам специалистов, является существенное увеличение времени проведения экзамена. Выполнение задания по методике WorldSkills займет у выпускника три-четыре дня в противовес нескольким часам, которые у будущих специалистов занимал теоретический экзамен ранее.
Кроме того, практические испытания требуют больших финансовых и человеческих ресурсов от самих ссузов. Отсутствие финансовых ресурсов для проведения подобного рода экзаменов стало очевидной проблемой для руководителей учебных заведений. При расчете стоимости типовых теоретических экзаменов не учтены расходы образовательных организаций на проведение итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена (по стандартам WorldSkills), который подразумевает привлечение дополнительных средств, закупок дополнительного оборудования и расходных материалов. К примеру, стоимость проведения республиканского демонстрационного экзамена для одного выпускника по профессии повар-кондитер составила в 2016 году около 5 тысяч рублей, по профессии сварщик - около 4 тысяч рублей.
«Наши студенты, 20 человек, которые прошли обучение по специальности "Химическая технология органических веществ", сдавали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в компетенции "Лабораторный химический анализ". В качестве эксперта к нам приезжала представитель Уфимского топливно-энергетического колледжа. Он у нас шел четыре дня. Ресурсная проблема на сегодняшний день действительно существует. На каждого из 20 детей, сдающих демонстрационные испытания, расходные материалы и химические реактивы обошлись в 5 тысяч рублей. Это уже 100 тысяч рублей. Мы приглашали сертифицированных экспертов WorldSkills из Саранска, оплачивали их жилье и транспортировку. К сожалению, пока эти расходы не предусмотрены в части демонстрационного экзамена», - подтвердила директор нижнекамского Техникума нефтехимии и нефтепереработки Татьяна Куприянова.
Тем временем часть расходов для проведения экзаменов и обучения по новым форматам берут на себя будущие работодатели - представители градообразующих предприятий РТ. В соответствии с поручением Президента РТ Рустама Минниханова в республике идет обновление инфраструктуры колледжей и техникумов, четвертый год продолжается программа капитального ремонта зданий ресурсных центров и их оснащение. Постепенно и за счет бюджета республики и за счет предприятий партнеров необходимая инфраструктура все же создается.
Помогали нам и представители наших градообразующих предприятий. В качестве эксперта экзаменовать наших студентов приезжала ведущий инженер научно-технологического центра «Нижнекамскнефтехима» Елизавета Темникова. Были и представители АО «Танэко» и АО «ТАИФ-НК», приезжали группой 14 человек, - рассказала Татьяна Куприянова. - То есть работодатели наших выпускников в стороне не стоят, сами приезжают удостовериться в квалификации ребят, помогают оснащать лаборатории. Вместе с ними мы разрабатываем образовательные программы, кроме того они учреждают именные стипендии, ведут работу с нами по системе дуального обучения».
Отсутствие единой системы оценки знаний выпускников специализированных учебных заведений - общая для всех регионов России. На данный момент результаты пилотных экзаменаций в Татарстане неутешительны: из 100 возможных баллов на экзаменах в формате WorldSkills большинство выпускников не дотягивают и до 50.
Уровень выпускников, их основной массы, не соответствует лучшим выпускникам, которые принимают участие в соревнованиях формата WorldSkills. Конечно, средний уровень он ниже, признал - Андрей Поминов. - Но надо сказать что опыт демонстрационного экзамена этого года показывает, что по ряду направлений и многих наших учреждений уровень достаточно высок, он вырос по сравнению с прошлым годом, то есть после того как мы начали эту процедуру вводить, уровень вырос».
Частичный переход на формат WorldSkills позволит получать достоверную информацию об уровне подготовки выпускников, осуществлять сравнительный анализ полученных результатов на федеральном и региональном уровнях.
Президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача: к 2020 году начать проводить итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена WorldSkills по не менее, чем половине специальностей, входящих в топ-50 самых востребованных профессий. А это означает, что и в сами образовательный стандарты должны быть внесены определенные изменения, и в процедуру итоговой аттестации. Сегодня итоговая аттестация выпускников ссузов состоит из защиты дипломной работы и государственного экзамена. Демонстрационный экзамен в формате WorldSkills это дополнительный элемент, который вводится для ряда специальностей. На уровне федерального законодательства он пока что не нормирован. Для того, чтобы выпускники могли сдавать экзамен в формате WorldSkills, необходимо изменение и самого учебного процесса.
«Мы не можем, условно говоря, выпускникам в мае или апреле сказать: "Ребята, вы будете сдавать экзамен в формате WorldSkills в июне". Мы должны заранее предупредить, подготовить их. Поэтому хотя бы за год, в начале учебного года мы определяем какие направления, какие образовательные организации, какие выпускники будут это делать. Меняется и образовательный процесс», - комментирует Андрей Поминов.
Ребят знакомят с самим форматом проведения демонстрационного экзамена, инфраструктурными листами и системой оценивания, закладывают в программу обучения практические занятия, в ходе которых они могут попробовать себя. Движение WorldSkills нацелено на оценку конкретных практических навыков и умений. Не теоретических знаний, а именно навыков и умений. Поэтому, по словам Поминова, сюда очень хорошо ложится система дуального обучения, при которой часть времени ребята проводят на конкретном производстве, на конкретном рабочем месте с будущим работодателем.
У многих возникает вопрос - почему экзамены вводятся точечно, а не массово - для всех. На сегодня стандарты WorldSkills существуют примерно для 100 профессий и направлений подготовки. В то же время в республике мы готовим более, чем по 200 профессиям, - рассказал замминистра. - То есть у нас часть профессий никак пока не представлена в движении WorldSkills. Надо сказать, что это постепенно происходит, там все большее и большее количество профессий так или иначе стандартизируется».
Следующей задачей после отладки системы обучения и тестирования в формате WorldSkills будет создание единой базы данных для работодателей и для самих выпускников с результатами испытаний WorldSkills. По задумке, работодатели при выборе специалиста на свое предприятие смогут при помощи этой системы оценить знания и умения претендентов на работу.
«Мы такую базу готовы создать, предоставлять и соответствующий документ выпускнику по итогам проведения демонстрационного экзамена. Пока этот документ не формализован на уровне Российской Федерации. База данных в системе WorldSkills существует уже на сегодня, но эта база закрыта, и доступ к ней имеют только представители движения», - пояснил Поминов.
«С моей точки зрения, для того, чтобы происходило взаимодействие работодателя и выпускников, необходимо сделать такую систему открытой, но она должна, опять же, на мой взгляд, создаться в заявительном порядке. То есть я, например, как выпускник хочу, чтобы вот эти данные обо мне были открыты, и чтобы работодатель мог увидеть мою квалификацию и так далее. Я заявляюсь. Сейчас мы продумываем эту систему, и может быть, действительно ее внедрим», - отметил он.
Фото с интернета
Нет комментариев