Летописец Нурлата Исаак Сандлер уточнил дату рождения города
98 - если говорить о возрасте человека, число это огромное, колоссальное. Одному из самых известных нурлатцев Исааку Сандлеру уже (или еще) 98, и без малого в век его жизни уместилась, кажется, целая эпоха: война, переезд за тысячи километров, потеря близких, настоящая и единственная любовь, о которой можно разве что в...
Да разве можно уместить в нескольких строчках все то, что происходило в течение почти ста лет. На днях мы встретились с Исааком Львовичем. Инициатором беседы стал он сам - решил, что нужно напомнить читателям о том, что 52 года назад наш Нурлат стал городом. Случилось это 10 июня 1961 года. Копия документа об этом хранилась у него много лет, да и многие другие исторические факты, которые имеют отношение к Нурлатскому району, были сохранены именно им. А основан Нурлат был, как известно, в 1909 году.
Чтобы сохранить каждый из этих фактов, предметы, которые отображали бы историю нашего города и района, Исааком Сандлером был создан музей. Он провел колоссальную работу, и его начинание не кануло в лету, его продолжают, сегодня музей истории Закамья и города Нурлат имеет в своем фонде уже тысячи экспонатов. А в архиве района создан фонд Сандлера, в котором также хранятся важные документы, например, такие, как журнал с проектом планировки Нурлат-Октябрьского райцентра. Таких журналов было два, говорит он, где теперь второй, неизвестно. И он надеется, что не только этот, но и многие другие важные документы последующие поколения сумеют сохранить, ведь они доставались нелегко. На протяжении многих лет он ездил по государственным, ведомственным, местным архивам, собирал по крупицам историю Нурлата - городка, который стал ему родным.
Одни его не поймут, другие пожмут плечами и скажут: «Беспокойная душа», а на деле он просто человек, которому небезразлично то место, где он живет. Наверное, если бы он остался в Харькове, где жил до войны, с головой ушел бы в историю этого города. Но все сложилось иначе. После начала войны маму эвакуировали в Нурлат, он сам попал с сестрой и ее мужем в Башкирию. Несмотря на проблемы со зрением, уже там на месте отправился в военкомат, чтобы его взяли на фронт. Взяли не сразу, лишь после нескольких попыток признали «годным в очках». Исаака Сандлера определили в маршевую роту. Сержант 385 полка 50-й стрелковой дивизии участвовал в боевых действиях на территориии Польши, Германии, Чехословакии... А День Победы ему довелось встретить в районе Праги. 9 мая пришел приказ демобилизовать всех педагогов и горняков - и его снова отправили в Уфу.
− Конечно же, я решил перебраться поближе к своим родным, к семье, − вспоминает Исаак Львович. − Так я оказался в Нурлате. Здесь мы и обосновались уже окончательно. Я поступил в Мелекесский учительский институт, окончил его с отличием. Продолжил обучение заочно в Ульяновском педагогическом институте. Начал работать (прим. ред. - 10 лет Исаак Сандлер был директором вечерней школы рабочей молодежи, после до пенсии работал завучем в 61-й железнодорожной школе, а также преподавал немецкий, русский языки и литературу). Мама уже и не хотела уезжать отсюда, Нурлат стал для нас родным. Через несколько лет после войны, правда, я ездил в Харьков, чтобы вспомнить детство, то, как мы жили до войны…
Из-за нее не стало отца Исаака. Несмотря на пожилой возраст, его призвали в трудовую армию. В один из морозных зимних дней отряд отправили рубить лес, на обратном пути в деревню он отстал от товарищей и потерялся. Искали долго, но поиски оказались напрасными. Тело нашли только весной, когда понадобилось сено для животных - оказалось, что в попытках найти хоть какое-то убежище Лев Сандлер набрел на этот стог, но тепла сухой травы не хватило, чтобы спасти человеческую жизнь от холода.
Еще одна трагедия в семье Сандлера тоже связана с военными годами. Примерно в то время, когда Исаак отправился на фронт, его младший брат Гедалий пропал без вести. Он писал письма родным, на последнем стоит печать «Сталинград», но там ли он погиб, этого Исаак Львович не знает до сих пор. Искал родного человека много лет, ездил по городам, писал в архивы, но все безрезультатно.
Самуил, Дора, Рива, Фрида, Гедалий - из всех братьев и сестер Исаак Сандлер один дожил до сегодняшних дней, до возраста, который можно назвать редким. И наверняка среди наших читателей найдется немало тех, кто хотел бы узнать секрет долголетия.
− Никакого секрета, а тем более рецепта нет, − с улыбкой отвечает он, − иначе бы все люди им пользовались и жили бы до ста, а то и больше лет. Но могу сказать вот что: я никогда не пил, не курил, соблюдал режим дня, делал зарядку.
− А еще папа никогда не повышал голоса, − добавляет дочь Любовь, − не бранился, и с мамой они до сих пор живут душа в душу, не перечат друг другу, ни в чем не упрекают, а только оберегают, относятся с нежностью.
И вправду - когда мы договаривались о встрече, Исаак Львович перебирал даты и время: «Так, сегодня с утра не получится, после обеда тоже - Клавдия Михайловна будет отдыхать…» Эти слова значат, пожалуй, больше, чем тысячи признаний в любви. Любовь ко всему, что нас окружает, бережное отношение, уважение - это главные столпы, которые, наверное, и должны быть основой жизни человека, говорит Исаак Сандлер.
К Нурлату свою любовь он выразил в стихах. К 100-летию со дня его основания написал посвящение любимому городу. Директор школы искусств Талгат Бадыгин сочинил мелодию - так родилась песня. Существует два варианта, отрывок из более нового мы представляем нашим читателям.
О городе нашем мы песни поем
Где мчат поезда, по рельсам стуча,
Несет свои воды река Кондурча,
В краю, где народные песни звучат,
Там расположен наш город Нурлат.
Припев
Процветай, Нурлат, родной,
Одна судьба у нас с тобой.
О городе нашем, в котором живем,
Мы величавую песню поем.
Край наш любимый, природой богатый,
Городом нашим гордимся, Нурлатом.
Здесь детство, здесь юность, здесь жизнь моя -
Ты в сердце моем, родная земля!
В другом варианте есть и слова о единстве народов, которые живут и трудятся вместе, и эту дружбу не в силе стереть даже годы. Его собственная семья тоже интернациональная: супруга русская, он еврей, родившийся в Украине. А кроме этих культур им, конечно же, близка и татарская. И так в дружбе и согласии они живут почти 65 лет - 31 июля отметят железный юбилей совместной жизни.
Последние 13 лет Исаак Львович не видит - давняя болезнь отняла зрение в одно мгновение, и это было очень страшно, говорит он. Страшно, что больше никогда не удастся увидеть любимый город, что не сможет написать очередной материал, пересмотреть заметки прошлых лет. Остается радоваться, что есть у человека прекрасный дар - память. Она помогает ему воскрешать моменты, лица, события - все то, что ему стало дорогим и любимым. И все, что дорого ему, дорого и нам, нурлатцам, ведь именно для нас Исаак Сандлер составлял из маленьких фрагментов огромную картину под названием история. И этому важному делу он посвятил век своей жизни.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев